Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена, прежде всего, тем, что категория «народный суверенитет» относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции. Народный суверенитет Российской Федерации (народный суверенитет) является принципом конституционного строя. Он воплощает суверенитет множества народов, признает свой единственный источник власти в Российской Федерации и свободно осуществляет эту власть в соответствии со своей суверенной волей и фундаментальными интересами. Народный суверенитет, или народовластие, означает, что у них есть политические и социально-экономические средства для полного и всесторонне гарантированного подлинного участия народа в управлении социальными и национальными делами. Суверенитет народа - это проявление всей власти, которая принадлежит народу по закону и фактически. Народ является единственным источником власти и имеет исключительное право распоряжаться властью. При определенных условиях народ будет распоряжаться властью (не самой властью) и передавать ее своим представителям в течение определенного периода времени (до новых выборов).
Как уже упоминалось, народная власть обладает и другими особыми атрибутами: это в основном государственная власть. Его цель - достижение общих интересов или общности интересов; этот вид власти имеет обще социальную природу, и он направлен на все общество и каждого человека. Отдельные лица могут в какой-то степени влиять на осуществление этой власти самостоятельно или через институты гражданского общества. Предпосылка демократии заключается в том, что общество в целом (народ) или его часть осуществляет власть, то есть непосредственно или через своих представителей управляет социальными и государственными делами, чтобы достичь удовлетворения общих и частных интересов, которые не противоречат ему.
В целях исследования категории народного суверенитета использованы различные литературные источники, в которых были обоснованы важнейшие концептуальные основы теории суверенитета народа.
Объект исследования – формы и проблемы обеспечения народный суверенитета в России.
Предмет исследования – народный суверенитет в России как правовая категория.
Цель исследования: значение народного суверенитета в России.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие народного суверенитета в РФ;
изучить сущность и признаки народного суверенитета;
рассмотреть формы реализации народного суверенитета в России;
определить глобализацию и проблемы обеспечения народного суверенитета Российской Федерации.
Теоретическую основу данной работы составили труды зарубежных и отечественных исследователей, таких как Л.В. Зайцева, Е.А. Истомина, Т.П. Корецкая, Д.А. Колесников, Н.В. Колотова, Н.В. Колотова, В.А. Михеев и другие.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, а также научно-практических комментариев и исследований к Конституции, ряда иных нормативных актов, периодических изданий и материалов научно-практических конференций.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Характеристика и сущность народного суверенитета
1.1 Понятие народного суверенитета в РФ
Народный суверенитет (народовластие, суверенитет народа) – доктрина, согласно которой народ государства рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета.
Идея народного суверенитета получила развитие в западной мысли с распространением модернистской философии. Распад старой империи и образование новых стран в Европе в конце шестнадцатого века привели к необходимости объяснить и узаконить эти исторические процессы. В 1576 году французский философ Жан Боден разработал концепцию национального суверенитета, суть которой заключается в том, что государство обладает полной властью над определенной территорией и ее постоянным населением и не зависит от внешних сил. Первоначально Боден заявлял, что монарх является носителем суверенитета и обладает неограниченной властью над народом .
Однако в восемнадцатом веке французский мыслитель Руссо называл суверенитет не более чем коллективным, состоящим из индивидов, которые коллективно приняли название народа и разработали доктрину народного суверенитета. До Руссо это учение было развито в работах Томаса Гоббса и Джона Локка.
Народный суверенитет – это противник суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как носитель лично-суверенной (абсолютистской, автократической) государственной власти. Понятия национального суверенитета и национального самосознания также различны, но они не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти государства, а во втором случае – о власти самого государства.
В настоящее время теория народного суверенитета признана международным сообществом. Это особенно отражено в статье 21 Всеобщей декларации прав человека. Согласно этой статье, воля народа должна стать основой государственной власти и отражаться в регулярных и неутвержденных выборах. Всеобщие и проводятся равные выборы, и обеспечивается свободное голосование. Кроме того, доктрина народного суверенитета проявляется в праве народа на неотъемлемый суверенитет над своими природными богатствами и другими формами .
В современном политическом словаре термин «народный суверенитет» в значительной степени заменен понятием «демократия». Представители неолиберальной концепции политической теории указывали, что во всех демократических странах народный суверенитет является принципом конституционного строя. Суверенитет народа в политической системе демократической страны проявляется в избрании им своих представителей, которые являются носителями его воли и принимают политические решения для реализации общего блага.
Элвин Магид, профессор политологии Государственного университета Нью-Йорка в Олбани, отметил, что термин «народный суверенитет» часто используется современными авторитарными режимами для прикрытия нарушений прав человека и подавления их. В качестве примера он привел «народно-демократические страны», образовавшиеся под влиянием Советского Союза в Восточной Европе после Второй мировой войны, Исламскую Республику Иран и Корейскую Народно-Демократическую Республику. Такого же мнения придерживался профессор НИУ ВШЭ А.А. Сергунин отметил, что доктрина народного суверенитета широко распространена не только в демократических странах, но и в тоталитарных странах, которые используют ее для легализации.
Как указывал В.Л. Цымбурский, в тоталитарном государстве советского типа бюрократическая элита, как «авангард народа», использовала мобилизационный потенциал модели «народного суверенитета», чтобы заменить ее содержание собственными идеалами. Как подытожил профессор Бостонского университета Роберт Джексон, самая ироничная вещь в истории эволюции идеи народного суверенитета заключается в том, что она представляет народ, а не верховного правителя, что является самым важным в истории человечества. В соответствии с идеей народного суверенитета, народ является носителем верховной государственной власти. В либеральных теориях второй половиной XIX – начала XX вв. народный суверенитет выступает политико-правым понятием, отражающим наиболее общие черты власти, присущей демократическому государству. Отсутствие в дореволюционной правовой науке четкого определения и единого понимания народного суверенитета способствовало формированию как общепризнанных, так и авторских трактовок его признаков .
Итак, особую ценность представляет тот факт, что в трудах отечественных ученых либерального направления (В.М. Гессена, А.Д. Градовского, М. М. Ковалевского, Ф. Ф. Кокошкина, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина) с конца XIX столетия впервые в России признаки народного суверенитета раскрываются достаточно системно, определяются и обосновываются преимущественно с юридической точки зрения.
1.2 Сущность и признаки народного суверенитета
Народный суверенитет дореволюционными учеными трактуется как верховенство народа среди других, подчиненных ему органов государственной власти. Первым признаком суверенитета, вытекающим из верховного характера власти народа, правоведы указывают независимость. Согласно позиции Ф.Ф. Кокошкина, независимость власти народа следует из соотношения субъектов государственной власти. Наделение народа высшей властью в государстве означает, что над ним не стоит никакая другая власть. Обращая внимание на волевой характер властвования, В.М. Гессен подчеркивает, что суверен не знает над собой другой высшей власти, которая могла бы по собственному праву направлять его волю. Б.Н. Чичерин считает, что суверен независим, когда держит власть по собственному праву, а не как уполномоченный чьей-либо волей.
Профессор А.Д. Градовский отмечает, что независимость верховной власти делится на внутреннюю и внешнюю. Первая основана на ее самодержавном характере, в соответствии с которым акт воли суверена получает обязательную силу без чьего-либо санкционирования. Внешняя сторона независимости – общенациональность – воплощается в обособленном положении самостоятельного суверена среди других народов.
Независимость народного суверенитета в русской дореволюционной либеральной юридической науке имеет внутреннее и внешнее содержание. Внешняя независимость заключается в том, что народ в пределах собственной территории, как носитель верховной власти, самостоятелен по отношению к властям других государств. Он по своему усмотрению устанавливает общеобязательные правила поведения, определяет форму правления, структуру органов государственной власти и их компетенцию. Внутренняя независимость состоит в том, что народ выступает субъектом государственного властвования по собственному праву, а не уполномоченным на то каким-либо органом. Народ, в отличие от иных органов государственной власти, решения которых имеют подзаконный характер, есть единственный источник законов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова-нием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Российская газета. –1993. – N 237.
2. О Правительстве Российской Федерации: федер. конституционный за-кон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ // КонсультантПлюс : справочная правовая си-стема / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». - М. : Консуль-тантПлюс, 1997-2019. – Режим доступа: http://www.consultant.ru..
3. Об общих принципах организации законодательных (представитель-ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий-ской Федерации: федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ // Консуль-тантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математи-ка и информатика». - М. : КонсультантПлюс, 1997-2019. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Учебная и научная литература
4. Зайцева, Л. В., Алиева О. В. Конституционные новации и социальные ценности государства в контексте развития прекаризованной занятости / Л.В. Зайцева // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2021. – Т. 7. № 1. – С. 78–94.
5. Истомина, Е. А. Влияние концепции социального риска на правовое ре-гулирование социального обеспечения: дис. … д-ра юрид. наук. Екатерин-бург, / Е.А. Истомина. – 2021.- 500 с.
6. Корецкая, Т. П. Глобализация и проблемы обеспечения народного су-веренитета Российской Федерации (часть 1) / Т. П. Корецкая // Вестник Челя-бинского государственного университета. Серия: Право. – 2019. – Т. 4, вып. 3. – С. 18–22.
7. Корецкая, Т. П. Глобализация и проблемы обеспечения народного су-веренитета Российской Федерации (часть 2) / Т. П. Корецкая // Вестник Челя-бинского государственного университета. Серия: Право. – 2019. – Т. 4, вып. 4. – С. 21–27.
8. Колесников, Д. А. Роль практики конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в защите и развитии социальных прав че-ловека и гражданина / Д.А. Колесников // Актуальные проблемы российского права. 2019. – № 5. – С. 60–68.
9. Колотова, Н. В. Конституционализация социальных прав – тенденция развития современного права / Н.В. Колотова // Конституционное и муници-пальное право. 2019. № 1. – С. 5–9.
10. Колотова, Н. В. Конституционные новеллы социального характера и перспективы развития законодательства / Н.В. Колотова // Труды Института государства и права РАН. 2021. – Т. 16. № 2. – С. 44–68.
11. Комкова, Г.Н. Проблемы обеспечения равенства и справедливости на современном этапе конституционного развития России / Г.Н. Комкова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 2 (121). – С. 26−30.
12. Михеев, В. А. Государственный суверенитет: политические аспекты обеспечения, проблемы, перспективы / В.А. Михеев // Власть. 2020. Том. 28. № 6. – - С. 308-314.
13. Новопавловская, Е. Е. Практика Конституционного Суда РФ как инди-катор состояния российского законодательства в области социального обес-печения / Е. Е. Новопавловская // Научные труды. Российская академия юри-дических наук, 2019. – С. 257–260.
14. Попов, А. С. Защита Конституционным Судом РФ права на социальное обеспечение / А. С. Попов. // Молодой ученый. – 2021. – № 6 (348). – С. 248-254.
15. Пресняков, М. В. Проблема содержательной определенности и консти-туционной защиты социальных прав / М. В. Пресняков // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 6. – С. 16–23.
16. Пяткин, В. Н. Народный суверенитет как конституционно-правовая фикция / В. Н. Пяткин, А. А. Исаев. // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2021. – № 4.
17. Рогов, К. От редактора: деконструкция конституции // Деконструкция Конституции: Что нужно и что не нужно менять в российском Основном За-коне / под ред. К.Рогова. М. : Фонд «Либеральная миссия», 2020. – С.6–16.
18. Салыева, Д. Д. Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ / Д. Д. Салыева // Современная наука и молодые ученые, 2020. – С. 83–85.
19. Скачкова, Г. С. Развитие идеи социального государства и новации ста-тьи 75.1 Конституции Российской Федерации / Г.С. Скачкова // Вестник Тю-менского государственного университета. Социально-экономические и пра-вовые исследования. 2021. Т. 7. № 3. – С. 86–97.
20. Снурницына, А. В. Право на социальное обеспечение в правовой си-стеме современной России: конституционно-правовой аспект / А. В. Снурни-цына // Вестник Международного юридического института, 2018. – № 3. – С. 176–783.
21. Соболева, А. Социальные права в контексте новых полномочий Прези-дента / А. Соболева // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. №3(136). – С.82– 96.
22. Червонюк, В. И. Суверенитет народа в эпоху постмодернизма: критиче-ское осмысление доктрины и практики эволюционирующего конституциона-лизма В.И. Червонюк // Конституционное и муниципальное право. 2018. – №3. – С. 3–7.
23. Чиркин, В. Е. Интеграционные межгосударственные процессы, консти-туции и государственный суверенитет / В.Е. Чиркин // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. – № 3. – С. 5–19.
Электронные ресурсы
24. Варков, И. А. Роль Конституционного Суда РФ в защите социальных прав человека / И. А. Варков. [Электронный ресурс] / И. А. Варков // Моло-дой ученый, 2019 – С. 1–2. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/law/archive/ 327/15003/
25. О фирменных наименованиях [Электронный ресурс]:проект закона Официальный сайт: Инновационный центр Санкт-Петербургского государ-ственного университета. Режим доступа: http://innov.spbu.ru
26. Тематика обращений в Конституционный Суд Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ksrf.ru/ru/Petition/Pages/ Statistic.aspx